четверг, 22 марта 2012 г.

А напоследок я скажу...

Дорогие мои ребята, мои одиннадцатиклассники!

Выпускники разных лет оставляли мне свои СЛОВА. Не было раньше таких возможностей общения, как сейчас, поэтому дети писали мне свои пожелания, признания, отклики на листах. Я эти детские откровения бережно храню. Они дороги мне! А вы свои слова оставите в блоге. Мне нравится предложенное вами название этой страницы. И действительно, это будут слова, сказанные мне напоследок.

Обратите еще раз внимание на название блога. Мне ваши размышления важны и нужны. Размышления о школе, об уроках словесности, о литературе. О себе, об учителе. Пишите обо всем:

  1. Какие уроки запомнились и почему?
  2. Какие произведения взволновали, заставили задуматься и о чем?
  3. Какие открытия для себя сделали? Какие произведения каких современных авторов вы могли бы порекомендовать как интересные, стоящие, незаштампованные?
  4. Связана ли любовь к урокам литературы с личностью учителя?
  5. Какие слова вам хочется сказать мне, как учителю, как человеку?

20 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Как быстро летит время... Кажется, что только вчера Я пришла в десятый класс, а уже заканчиваю школу. Вот почти уже пройден этот этап - пора подводить итоги.
    Честно говоря, мне не хотелось идти в десятый класс: многие учителя поменялись, с ребятами из параллели я не общалась, а из прежнего коллектива вместе со мной - два человека. Поэтому, конечно, на первых уроках литературы я чувствовала себя не в своей тарелке: к урокам готовилась, но инициативу не проявляла. Сейчас, однако, я свободно могу выразить свое мнение по тому или иному произведению.
    За два года мне запомнилось многое, например, уроки по произведению Гончарова "Обломов", которое заставило задуматься о ценности и необратимости нашего бытия. Насколько же глуп человек, прозябающий каждую минуту своей жизни! Год назад мне было непонятно: зачем нам читать произведение Астафьева "Людочка"? Ведь мы и так окружены злом, зачем же говорить об этом еще и на уроках? Но благодаря текстуальному изучению рассказа, я не только изменила свое мнение, но и научилась внимательнее относиться к авторскому слову, в чем помогли мне и факультативы по произведениям Бунина в одиннадцатом классе. Говоря о понравившихся уроках, безусловно, нельзя не отметить разговор об "Одинокой старости". Как я уже говорила, эта тема заинтересовала меня своей злободневностью, поэтому было очень приятно видеть заинтересованные, НЕРАВНОДУШНЫЕ лица при защите работ. Этот проект многое дал мне, о многом заставил задуматься... Раньше я не интересовалась творчеством нашего земляка В. Г. Распутина, но сейчас, поняв стилистику автора, с удовольствием читаю его произведения и вне школьной программы.
    Вспоминается и наш недавний урок по новелле Астафьева "Царь-рыба"... Конечно, моментами наше обсуждение переходило в балаган, но главное - тема экологии души затронула многих. После урока я еще долго размышляла над этой проблемой и пришла к выводу, что, вероятно, неправильно выразила свои мысли, раз кто-то упомянул про каменный век. Нет, говоря о том, что по сути человеку не нужно техническое оснащение, я имела в виду то, что мир движется не в сторону прогресса, как считают многие. Да, держа в руке новейший телефон, у которого прием звонков – это далеко не первая функция, мы поражаемся человеческому разуму! Но ведь получается, что развивается только тот, кто создал этот самый телефон. А мы? мы-то что? Большая часть людей регрессирует: техника становится не средством помощи, а зависимостью. Да, экология души напрямую зависит от окружающей нас среды, и говорить об антропогенных факторах, наверно, будет излишне. Один в поле не воин, так что ж можно сказать о даже многообещающей власти, если люди нравственно испорчены? Действительно, чем кроме знаний и статуса (если не вдаваться в подробности) правитель отличается от обычного человека? НИЧЕМ. Поэтому я считаю, что лишь вера способна изменить людей. Ведь если человек будет верить в наказание, но СВЫШЕ, только тогда он будет придерживаться моральный норм. Но, конечно, это не снимает ответственности с власти, да и нельзя не отметить позитивных вещей, связанных с ее деятельностью. И, как говорится, мир не без добрых людей, так что я надеюсь, что и сердца ребят нашего класса не станут черствыми от сытой жизни.
    В заключение хотелось бы поблагодарить Вас, Оксана Петровна, за все наши уроки! Огромное спасибо! Я думаю, что за эти два года все мы выросли нравственно. Учитель – это призвание! И, конечно, хочется пожелать Вам думающих, неравнодушный, пытливых учеников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Лиза! Недаром о тебе говорила Тамара Владимировна как о старательной и вдумчивой ученице и как о хорошем человеке. С каким интересом я прочла твои размышления! Я бы сказала философские раздумья, за которыми - мировосприятие и самовыражение. За которыми - жизненная позиция. Стараюсь избегать (с возрастом!) слово "знаю", произношу реже и реже, но тут я точно знаю, уверена: ты будешь и спустя много лет такой же глубокой и порядочной.
      Как интересно: кажется мне, что дети и значения не придают иногда некоторым вещам, которые звучат на уроке; кажется,что вроде слушают, но слышат ли меня?! Стараюсь говорить горячо лишь о том, что считаю чрезвычайно важным в этом мире для нас, тем более всегда помню о том, что дети тонко чувствуют, когда учитель говорит искренне, потому что сам так думает и главное - поступает, а не просто фальшивит и лжет. Избегаю пафоса, и слова порой кажутся обычными, урок кажется простеньким, незатейливым. Мимо? Нет! Оказывается, именно из таких уроков извлекают дети что-то важное для себя. И слово не пролетает даром...
      И достойно отстаивать свое мнение ты умеешь! Спорили горячо, но уважительно относились друг к другу, не тушевались. Такие споры заставляют искать ответы, учат уважать чужое мнение. И так важны и своевременны слова, сказанные тобой, о черствости и сытости... За пожелания спасибо!!! С уважением Я

      Удалить
  4. Да.....Как сказала Лиза, время действительно быстро идет. Казалось, только вчера я пришла в 7Б класс и познакомилась со всеми учителями и ребятами. А сейчас уже настает время прощаться...За все это время я многое открыла для себя благодаря Вам и вашим интересным урокам литературы. Особенно я любила отступления, когда вы рассказывали нам жизненные истории, советовали многое или советовались с нами. Ведь почти все учителя относятся к нам лишь как к ученикам, а вы, казалось, видите каждого из нас по-своему,как человека. Мне запомнились уроки по произведению "Война и мир". Когда я его читала, в силу того, что оно очень объемное, не совсем понимала все происходящие события. Но после того, как уходила с Ваших уроков, открывалось что-то новое, и все вопросы были для меня решенными.Таких уроков было много, и после каждого в моей голове было множество всяких дум. Вы учили нас видеть подтекст, читать "между строк" и мыслить глубже. За это я Вам очень благодарна! Вы умели нас поддержать, рассмешить или дать несколько советов. Я думаю, ученику такой учитель просто необходим, но не в каждой школе встретишь такого учителя. Мне очень повезло, что вы были моим учителем. Не представляю даже уроки литературы с другим каким-то преподавателем. Хотелось бы вам пожелать, чтобы ученики ценили ваш труд, чтоб они были читающими и умели размышлять, а вам было в удовольствие приходить и слушать их размышления, главное, что была отдача и работа сердца. Но я хотела бы спросить у вас напоследок: ведь каждый выпуск чем-то запоминается, а чем мы Вам запомнимся? Какими мы останемся в вашей памяти?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Машенька! Много искренних слов, рожденных общением с вами, я обязательно скажу на последних уроках перед расставанием. И это будут слова для каждого и о каждом! Спасибо тебе, Маша. Убеждаюсь: такие разговоры о важном - о жизни, о мудрости житейской - нужны детям. С уважением Я

      Удалить
  5. Начну с того что каждый ваш урок неповторим и запоминаем! Я счастлива, что мне представилась возможность обучаться у вас. К сожалению, мы познакомились с вами совсем недавно, но эти два года для меня были яркими, полными эмоций.
    Откровенно говоря, русский язык я не люблю, и он мне сложно дается, но уроки литературы я обожаю. Моя любовь к чтению развилась все больше и больше благодаря вам! Изначально зайдя в ваш кабинет, я была негативно настроена, меня отпугивала ваша эмоциональность и яркая внешность. Со временем я поняла, что личные отношения должны отойти на второй план и стоит взяться за учебу. Но не тут, то было, вы мне понравились, и вы буквально загипнотизировали меня! Каждый день я просыпалась с мыслью: «Какой сегодня день недели? Будет сегодня по расписанию русский язык и литература? Готова ли я к ним?». Связана ли любовь к урокам литературы с личностью учителя? Однозначно - ДА! Уверенна, я не первый ребенок, который благодарил и будет вас благодарить за качественные и нестираемые знания. Не каждый учитель сможет так «разжевать» данную тему при этом, не напрягая ученика. Мне очень нравится работать на ваших уроках, обсуждать литературные произведения, просто болтать не о чем но, обо всем, высказывать мнение, спорить. Могу сказать, что все произведения, прочитанные мной по программе и по вашим советам, были не зря. В каждой книги есть маленькая жизнь, маленькая история из который читатель извлекает, что то для себя. Наверно будет звучать банально, но объемные произведения как правила запоминаются на много больше, нежели другие. «Воина и мир»- потрясающий роман, от которого я в восторге! При прочтение таких шедевров ты по - настоящему задумываешься, переживаешь за героев и погружаешься в атмосферу происходящего момента на страницах книги. Так же я не могла оторваться от «Мастер и Маргарита » - роман, которой заставляет читателей взволноваться. Недавно пройденная нами повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой», так же вызвало во мне бурю эмоций и огромный интерес.
    А на последок я скажу…скажу что мне жаль расставаться с вами ,с вашим кабинетом в котором всегда свежо , я буду скучать по нашим беседам ,пусть они были не всегда на приятные темы . Расставание со школой всегда печальное тем более если есть по кому скучать..Спасибо огромное вам Оксана Петровна за все уроки ,они наталкивают нас на правильный выбор.

    P.S: Это лишь часть моих слов которые я бы хотела сказать..на самом деле на много больше во мне таится и возможно на уроке когда мы будем прощаться, я вам скажу что то еще…
    Прошу прощения за ошибки, если они имеются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, Полина! Сколько интересного узнала о себе! Все-таки необходимо и полезно на себя взглянуть со стороны! Нет нет!!! Я не дождусь последних уроков! Сгораю от любопытства! Ах, как я смеялась от души, прочитав про кабинет, "в котором всегда свежо"!Ах, дети, дети! Вы запоминаете даже такие, казалось бы, мелочи!Как это отрадно и как ... ответственно: оставить в душах след только со знаком "плюс"!Иногда что-то скажешь резко или категорично, а потом переживаешь: о чем сейчас ребенок думает? Зачем я была так нетерпима?
      Я так рада, что ты стала читать больше и стала избирательна к книгам. Право, взволновали слова о том, что на уроки литературы спешишь! Я с некоторых пор замечаю изменения
      в тебе. Ты стала более вдумчивой. Ушло наносное. Проявилось настоящее. Слова твои буду ждать очень. С уважение Я

      Удалить
  6. С Вами я впервые встретилась в 4 классе.. И как сейчас вспоминаю, тогда абсолютно все учителя школы от нас отказывались, и почему то именно Вы решили взяться за нас. Когда Вы зашли в кабинет, скажу за весь класс, мы все были настроены негативно, и были уверенны, что и Оксану Петровну мы проучим. Но не тут-то было, стоило Вам прикрикнуть на нас, как все сразу поняли, что с вами такие выходки не пройдут. И уже начиная с 4 класса, Вы развили во мне любовь к русскому языку. Бывало, не готовилась к урокам. Но когда приходила в школу, я была уверенна, Оксана Петровна объяснит новую тему так, что и валенку понятно будет. Что касается литературы, то я бы предпочла ничего не читать, т.к. лени много, а просто приходить и слушать Вас. Хочу отметить, что за эти 2 года, мне до сих пор вспоминаются уроки Астафьева «Людочка», где затрагивается тема нравственности. Также как и у Ивана Бунина «Легкое дыхание». Ну а особенно мне запомнились уроки Булгакова, где мы анализировали его произведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читала, мне многое было непонятно. Но я знала, что Оксана Петровна поможет нам раскрыть все карты, ответить на вопросы. И как же все-таки актуальны темы из этих произведений сейчас. Еще хочу сказать, что Вы удивительно владеете словом, в этом Вы мой кумир. Ведь Вы так можете заинтересовать каким - либо произведением, что ты идешь домой и с огромным интересом читаешь заданную Вами книгу. А еще мне всегда нравились Ваши «лирические отступления». Причем Вы всегда ведете с нами разговор по теме урока. Разговоры о жизни..о будущем..о детях..о взрослых..споры..недопонимания.. и выходишь из кабинета, задумавшись о чем то таком, о чем никогда бы не задумался просто так. Безусловно, любовь русского языка и литературы, напрямую связанна с учителем. Потому что лично я, когда Вас кто то заменял, ни в какую не могла воспринимать другого учителя.. Я очень рада, что школьная жизнь свела нас с Вами. Однозначно буду скучать по Вам, по Вашим урокам, по школе. Всегда буду вспоминать 17 кабинет и как неслись мы туда, лишь бы не опоздать. А напоследок, я Вам пожелаю, побольше умных, добрых, отзывчивых, усидчивых и заинтересованных в Вашем предмете детей. Спасибо за все.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, Юлька! Насмешила ты меня, честное слово! Спасибо тебе за это! Я помню, как в 4 классе после среза какого-то, где практически все получили "уд" и не выше, возмущенные, пошли восстанавливать справедливость под флагом, который нес впереди всех негодующий Коробок!
      - Надежда Игоревна, иди на перехват, твои пошли человек 10 к завучу! - сказала я.
      - Куда??? Ну я им сейчас покажу справедливость! - рассмеялась она.
      Мы с Надеждой Игоревной часто вспоминаем что-нибудь связанное с вами. Хохочем! Хорошое, добрые дети выросли вы благодаря ей! Лучше всех других классов!
      А как вы умели растворяться незаметно по субботам: Ох, мы так устали!"
      А тишина на уроках!!! Я ее помню! Абсолютная! Конкретная!
      - Дети, а когда звонок с урока? Меня Надежда Игоревна ждет в столовой? - спрашиваю я, думая, что еще до звонка минут 10.
      - Так он прозвенел еще 10 минут назад! - отвечает Антоха Азаренко.
      - А что вы мне ничего не говорите?! Я опоздала из-за вас!!! - недоумеваю я.
      - Так вы же сказали всем молчать и слушать! Вот мы и слушаем!!!
      А Кирюша наш и ...бесчисленные скамейки и стулья??? И все смеются по-доброму! Мне было так с вами уютно и спокойно, как ни содним другим классом. Почему? Потому что вы не способны подставить.
      Опоздать... Я так ценила, что вы не опаздываете. И вы не опаздывали не из боязни, а из уважения. Спасибо вам за это!

      Удалить
  7. Время, время... Как быстро ты несешься. Помню, когда Зинаида Яковлевна сказала в классе шестом, что десятый и одиннадцатый класс пролетят незаметно, словно миг. Действительно пролетели. Мне абсолютно не жаль, что пошла в десятый класс. Поначалу я переживала, думала, что имею недостаточно хорошую базу знаний, побаивалась Вас, Оксана Петровна. К урокам русского языка и литературы всегда готовилась основательно. Постепенно я привыкала, и каждый урок мне запоминался, все они интересны и неповторимы. Я с нетерпением ожидала, когда можно будет говорить о новых произведениях. А что дальше? А это как? А я считаю иначе. Все это говорила себе на каждом уроке без исключения. Вы, Оксана Петровна заинтересовали меня поэзией Асадова и Маяковского, заучила столько их стихотворений! Мне очень интересно и важно Ваше мнение о тех или иных вещах. Спасибо Вам за уроки. Мне кажется, что ребята нашего класса душевно расцвели благодаря Вам. Хочется пожелать Вам быть такой же исключительной во всем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полину узнаю (ударение на -ю) по по стилю общения. Я всегда на уроках вглядывалась в лица детей.В ваши лица. Смотрела, как отзываются в душе каждого то, о чем говорю. И видела на твоем лице отражение души. Диалог, который был внутри тебя. Все-таки не случайно я ставлю на иных уроках в классах оценку "за эмоциональный отклик". Так я ее называю. Ребенок ничего на уроке не произнес, ни слова, Но ушел тихий-тихий. И это молчание дороже всех слов бывает. Потому что он сейчас... разговаривает с самим собой. Вот такой разговор и внутри тебя звучал: чувствовала. Но и несогласие ты выражала чрезвычайно деликатно. И это здорово!
      Как хорошо, что эту страничку вы придумали с таким названием: я понимаю, КАК и КАКИЕ темы разговора на уроках у детей находили отклик и наталкивали на размышления.
      Думаю: нужны и такие лирические отступления, нужны разговоры о жизни. О том, что их тревожит.Парадокс: информационное поле огромное, источников информации - множество, а ГОВОРИТЬ-то бывает не с кем... Да и СЛУШАТЕЛЕЙ НАСТОЯЩИХ, оказывается, нет...
      Ценю твое предположение, что "ребята расцвели" не без моего участия. Спасибо. С уважением Я

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Я ответила, похоже, эмоционально, потому и сумбурно. Уточняю. Про слушателей. Имела в виду то, что учитель интересен детям, если он "живой" и разговоры его "живые".

      Удалить
  8. Вот и подходят к концу школьные годы. Я пришла к вам в 10 классе и по началу не могла понять вас, мне было сложно с вами вступать в диалог. Через некоторое время я стала привыкать к вам, мне стало очень интересно вас слушать, потому что вы очень эмоционально рассказываете, приводите жизненные примеры и главное, что мне нравиться, это то, что вы высказываете свое мнение, не боясь, что вас кто то осудит, или не правильно поймет.
    Мне запомнились многие уроки, но особенно хотелось бы выделить открытый урок "О старости". Было не только интересно слушать, а так же задуматься о многом, о будущем. Этот урок меня вывел на сильные эмоции, до слез, хотя я не позволяю себе плакать при людях, но сдержаться сил не хватило.
    Многие произведения благодаря вам открылись для меня по другому, так как вы научили обращать внимание на детали. Но Войну и Мир я так прочитать всю не смогла.
    Оксана Петровна Вы очень хороший учитель, надеюсь, что когда у меня будут дети вы еще будете работать в школе и я бы обязательно отправила ребенка к вам.
    Как человек вы очень сильная женщина, я уважаю таких людей. Чем то даже хотелось быть похожей на вас.Для вас авторитет, вы сама и это восхищает меня.
    Спасибо вам большое. Желаю вам оставаться такой же интересной, эмоциональной и красивой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аленка, за доверие учить твоих будущих детишек! За добрые слова! Дай бог мне сохранить ясность ума и трезвость взглядов. И вообщн спасибо за твою доброту и отклик во всем. С уважением Я

      Удалить
  9. Здравствуйте Оксана Петровна!
    Много хочется сказать на последок, о вас, о ваших уроках и о многом другом... Вспоминается первый урок русского языка и литературы…. Когда все, у кого были другие учителя, шли в ваш кабинет с некой боязнью, недоверием, а сколько разговоров было! Нас буквально запугивали другие классы, говоря о вашей строгости, прямолинейности. Да, вначале было очень неуютно, непривычно. Однако спустя пару месяцев, мне кажется, все поменяли свое мнение. Мне подумалось, вот, учитель, который действительно хочет, чтобы его ученики прониклись предметом, задумались о чем-то, развивали свои мысли. Очень запомнились уроки литературы конечно, например, когда мы проходили Есенина или смотрели проектные работы, было и весело и грустно, что-то заставляло задуматься, что-то поражало. Многие прочитанные произведения оставили определенный след и не прошли даром. Приходя на урок, я всегда думала, что же сегодня помимо темы расскажет Оксана Петровна. Вообще все уроки, конечно, чем-то запомнились, были и отрицательные и положительные эмоции, любые воспоминания очень дороги. И конечно же отношение к предмету во многом связано с личностью учителя, то как вы рассказываете тему на уроке, как преподносите нам, действительно интересно и захватывающе, хочется слушать, познавать, понимать. Спасибо за ваши уроки! Несомненно, в будущем, я буду вспоминать о вас только хорошее, и как об учителе и как о личности. Надеюсь и вы о не станете вспоминать все наши двойки и невыученные стихи) Оставайтесь всегда таким же замечательным учителем!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж про двойки вспоминать не буду. Это, право, такие мелочи! В памяти остается важное и светлое. Вы хорошие!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Оксана Петровна! Хочу вам сказать спасибо за знания, которые вы нам дали! Ваши уроки были интересные, занимательные и познавательные. Очень нравились "отступления", можно было поговорить на "бытовые" темы и вынести для себя что-то важное и нужное. В общем, Ваши уроки запомнились мне с наилучшей стороны! Желаю послушных учеников, как и мы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никита, и про книжки ... ни слова?! Читать будем?

      Удалить